Когда меня спрашивают, какой я национальности, я отвечаю - Дагестанка. Хотя, признаться честно, вопрос этот очень не люблю. Вот спросили бы меня, какой я человек, и тогда бы я сказала, что я легко ранимая и обидчивая, доверчивая и наивная, в меру добрая, всегда отзывчивая, чувствительная и романтичная. А из того, что я - дагестанка мало что следует. Точнее, не следует ничего.
Национальная самоидентификация - штука сложная. Вот ты произносишь "я - русский", "я - чеченец", "я - еврей", а у собеседника уже складывается поверхностный образ о тебе. Даже не образ, а так набросок, первые штрихи. И штрихи эти - увы, результат веками сложившихся стереотипов. От этого никуда не деться: причисляя себя к тому или иному этносу, надо понимать, что вместе с этим ты навешиваешь на себя все, "завоеванные" этим этносом за историю своего существования ярлыки. Это как снимать с вешалки и примерять в магазине новую одежду, без складок, без измятин, с аккуратной бирочкой.
Я родилась и выросла в Дагестане. Мама у меня - кумычка, папа - даргинец, но это уже межнациональное деление, которому я, кстати, тоже никогда не придавала значения. Вырастила меня замечательная русская женщина, которая была моей няней с 3-х месяцев (сразу после развода родителей) и до класса 5 точно. Потом функции няни ушли, но она навсегда (по сей день) осталась моим лучшим другом. Чудесная в своей доброте и заботе она заложила в меня основы моего мировоззрения, характера, привила любовь к знаниям, обозначила систему ценностей, на которую я всегда должна опираться. Конечно, все это менялось по мере того, как я взрослела. Но основа - прочный фундамент, заложенный ею в строительство моей Личности - остался. На нем стоит все чистое, духовное и светлое, что я накопила за 20 лет.
Училась я в дагестанском классе. Мои одноклассники были даргинцами, кумыками, лезгинами, аварцами, русскими и я, напрягая свою память, не могу привести в пример ни одного случая, когда кто-нибудь из них задал этот бессмысленный вопрос: "Какой ты национальности?" Были мы шумные и неугомонные, и учителя тяжело вздыхали и жаловались друг другу: "Ох этот невыносимый 11 "а"! Нас между собой разводили порой нестыковки во взглядах, традиционные распри между мальчиками и девочками, борьба за лидерство в классе, деление на маленькие группы по интересам, но после выпускного все как один писали друг другу: "Как я скучаю!" Мы скучали и скучаем сейчас, когда находим в ежедневной суете свободное от работы и учебы время. И пусть нас, 11 "а", судьба раскинула по разным городам - в Москву, Подольск, Махачкалу, Астрахань, Когалым, но я все же помню, как с Саидой, Юлей и Зухрой мы представляли себя великолепной четверкой ведьм из "Зачарованных", как Райку охватила волна помешательства на субкультуре "эмо", как с другой Раей мы фотографировались у ворот ее дома (и это единственная наша совместная фотография), как с Юлей мы возвращались вместе с факультативов по физике, как злился Усман, когда я называла его "Усиком", как мы ругались с Данькой, но на контрольных я неизменно ему помогала, как Тимур задирал всех девочек, толкая их на переменках и дергая за косички и хвосты, как Камиль сидел на первой парте с Хадижаткой, так как были они самые низкие ростом, как мы подарили своим мальчиками на 23 февраля типично мужские наборы, состоявшие из пены для бритья и дезодорантов, а они перед 8 марта ехидно спрашивали: "Ну что, может вам тоже дезодоранты подарить?" Всё помню, а особенно ярко то, как мы на последнем звонке привязывали к широкой красной ленте разноцветные гелевые шары, и связка взвилась высоко в безоблачное небо, замерла на мгновение и отправилась своей дорогой...
Потом я поступила в Саратовский государственный, осуществив свою мечту стать журналистом. Мы, будущие филологии и журналисты, стали гордо называть себя ИФИЖевцами, от аббревиатуры ИФИЖ - Институт Филологии и Журналистики. Заочникам сблизиться и сдружиться всегда трудней: сессия всего дважды в год, и за это время успеваешь только сдать экзамены и зачеты, обменяться телефонами, как уже надо возвращаться. Особенно мне, живущей за 1300 км. от Саратова. И я как сейчас помню чувство неловкости и неудобства вызванных окружающей обстановкой, постоянной беготней по кабинетам и коридорам, незнакомыми окружающими лицами. Справиться с неловкостью не могла долго и в голове даже стал возникать вопрос, может зря я уехала из Дагестана? Поначалу резало слух постоянно звучавшее вокруг: "Привет, Лёх!", "Оль, сдала экзамен?", "Вечером свободен, Андрей?", "Володь, на последнюю пару пойдешь?" И это вместо родных кавказских Магомедов, Камилей, Рамазанов, Ильясов, Муртузов. Потом стало легче, и я уже произносила сама: "Ксения, можно я вечером позвоню насчет расписания?", "Вера, не хочешь пойти в столовку?", робея называть еще не ставших родными людей уменьшительно-ласкательными именами. Но сложности все-таки возникли. И возникли они с моим именем, потому что "Муминат" - звучит куда как необычно! Помню, как я тихо ответила на вопрос, как меня зовут, и кто-то не побоялся громко переспросить: "Как-как??", а кто-то еле слышно спросил у соседа: "Как ее зовут, ты расслышала?" Помню, как я объясняла, что Муминат можно сократить как Мумиша. Если удобно, конечно. Помню, как слышала перешептывание позади себя "спроси у нее, забыл как ее зовут" и понимала, что относится это ко мне. Но привыкали недолго. Ко 2-му курсу уже слышалось легкопроизносимое "Муминат", а за ним и "Мумиш", "Мумишка", "Муми", "Мумильбан", "Мумишечка", "Мумишенция" и еще уйма других производных! Ко 2-му курсу все уже знали, что я родом из Дагестана, что я разделяю мнение о наглом и хамском поведении некоторых кавказцах и что я, несмотря на кавказскую кровь, далеко не типичный их представитель. И никто за это время не пожелал мне "валить к себе на Кавказ", не назвал "чуркой", не отмахнулся чем-то вроде "ты такая же как и все ваши".
Наша 321 группа не делится на нации. Впрочем, нам и вовсе нечего делить. И я не могу испытывать что-то меньшее, чем уважение и симпатию к людям, теперь уже точно ставшим мне родными. Как не любить оторванную от земли (во всех смыслах), совершенно неординарную Лизу, которая слушает тебя одним ухом, потому как в другое всегда вставлен наушник, или пританцовывает на месте, или рассказывает увлеченно какую-то историю да так, что слова несутся бурным неугомонным потоком? Как не любить нежную и романтичную Нику, преданную своим кумирам - "Ласковому маю" и отдельно Ю. Шатунову, с головой увлекающуюся то одним делом, то другим, всякий раз веря что это навсегда? Как не любить искреннюю Машу, которая скажет правду в лоб, без обиняков, и потом хоть обижайся - хоть нет, дело твое? Как не любить преданную своей работе Ксюшу, человека, который действительно призван заниматься журналистикой, разделяющий при этом мои увлечения оккультизмом, астрологией и любит аксессуары и подвески, за которыми мы идем обычно со словами "хочу какую-нибудь фигню", и обе понимаем, о чем речь? Как не любить заядлого театрала Дашку, которая не просто работает там контролером, но, казалось бы, создана для него, которая может всю ночь готовиться к экзамену и потом не прийти на него, потому что "я прилегла под утро всего на полчасика и проспала", которая всегда соглашается на мои ежепеременные просьбы "Пойдем в столовку!"? Как не любить Вику, волшебную, глубокую, не обижающуюся на постоянные "Вик, у тебя телефон как лопата!", читающую хорошие книги, слушающую хорошую музыку, как и я мечтающую поехать в Питер? Как не любить Надю, говорящую, казалось бы, языком книжной премудрости, и в два счета способную дать аннотацию к любому художественному произведению? Ну и как не любить единственного мужчину в нашей группе - Ванечку, самозабвенно любящего кино, поверхностно относящегося к учебе, но способного выслушать и успокоить меня в самом нервном состоянии своим "Мумиш! Ты обязательно сдашь! Ты самая умная девушка из всех, кого я знаю!" и я смущенно отмахиваюсь: "Вань, ну перестань, это не так!", а сама улыбаюсь и мне уже гораздо теплей и спокойней.
Да, я люблю своих. За то, что они смешно и по слогам на первых порах выговаривали "Из-бер-баш", за то, что им всегда интересно послушать о моей Родине, за то, что они никогда не оставляли меня в стороне, потому что я - не русская, за то, что меня не считали виноватой за беспорядки, учиненные кавказцами в городах России, за то, что они хихикали и толкали меня в бок, когда плохо слышащая Петрова по зарубежной лит-ре, знакомясь с нами, коверкала даже простые имена и фамилии, не говоря уже о моих, за наивные вопросы "А у вас там все в хиджабах ходят?", "А какие фрукты у вас растут?", "А зима у вас вообще бывает?", "А сколько у вас там градусов сейчас? Как + 5?? И до сих пор нет снега??", "А у вас там крадут девушек, да?", "А вы совсем не пьете?" и за добродушное в столовой "Дайте свинину. Мумиш, а тебе нельзя!"
Мне повезло с людьми, окружающими меня. И возвращаясь после сессии в Дагестан, я всегда остро скучаю и удивляюсь местным вопросам: "Тебя там не обижают?" Еще больше я удивляюсь, когда натыкаюсь в интернете на беспощадную и сокрушительную войну кнопочных героев, не знающую предела, когда один кричит: "Проклятые хачи! Россия для русских!", а ему отвечают: "Мир под нами! Мы - мусульмане!" Это не касается меня напрямую, но от этого всегда больно и неприятно. Хочется написать много-много о том, как эти люди неправы, и как много они теряют в ограниченности своих взглядов на этнические вопросы. Но я молчу. Потому что понимаю, что мое слово будет как глас вопиющего в пустыне, а я не желаю говорить просто так.
Я не за православных и не за мусульман. Я за хороших и простых людей. И спасибо Господу, Аллаху, Будде и всем остальным богам за то, что в моем разноэтническом окружении такие люди есть. И я люблю их тепло и нежно.
P.S. А бирочку с новой одежды всегда можно снять.
Национальная самоидентификация - штука сложная. Вот ты произносишь "я - русский", "я - чеченец", "я - еврей", а у собеседника уже складывается поверхностный образ о тебе. Даже не образ, а так набросок, первые штрихи. И штрихи эти - увы, результат веками сложившихся стереотипов. От этого никуда не деться: причисляя себя к тому или иному этносу, надо понимать, что вместе с этим ты навешиваешь на себя все, "завоеванные" этим этносом за историю своего существования ярлыки. Это как снимать с вешалки и примерять в магазине новую одежду, без складок, без измятин, с аккуратной бирочкой.
Я родилась и выросла в Дагестане. Мама у меня - кумычка, папа - даргинец, но это уже межнациональное деление, которому я, кстати, тоже никогда не придавала значения. Вырастила меня замечательная русская женщина, которая была моей няней с 3-х месяцев (сразу после развода родителей) и до класса 5 точно. Потом функции няни ушли, но она навсегда (по сей день) осталась моим лучшим другом. Чудесная в своей доброте и заботе она заложила в меня основы моего мировоззрения, характера, привила любовь к знаниям, обозначила систему ценностей, на которую я всегда должна опираться. Конечно, все это менялось по мере того, как я взрослела. Но основа - прочный фундамент, заложенный ею в строительство моей Личности - остался. На нем стоит все чистое, духовное и светлое, что я накопила за 20 лет.
Училась я в дагестанском классе. Мои одноклассники были даргинцами, кумыками, лезгинами, аварцами, русскими и я, напрягая свою память, не могу привести в пример ни одного случая, когда кто-нибудь из них задал этот бессмысленный вопрос: "Какой ты национальности?" Были мы шумные и неугомонные, и учителя тяжело вздыхали и жаловались друг другу: "Ох этот невыносимый 11 "а"! Нас между собой разводили порой нестыковки во взглядах, традиционные распри между мальчиками и девочками, борьба за лидерство в классе, деление на маленькие группы по интересам, но после выпускного все как один писали друг другу: "Как я скучаю!" Мы скучали и скучаем сейчас, когда находим в ежедневной суете свободное от работы и учебы время. И пусть нас, 11 "а", судьба раскинула по разным городам - в Москву, Подольск, Махачкалу, Астрахань, Когалым, но я все же помню, как с Саидой, Юлей и Зухрой мы представляли себя великолепной четверкой ведьм из "Зачарованных", как Райку охватила волна помешательства на субкультуре "эмо", как с другой Раей мы фотографировались у ворот ее дома (и это единственная наша совместная фотография), как с Юлей мы возвращались вместе с факультативов по физике, как злился Усман, когда я называла его "Усиком", как мы ругались с Данькой, но на контрольных я неизменно ему помогала, как Тимур задирал всех девочек, толкая их на переменках и дергая за косички и хвосты, как Камиль сидел на первой парте с Хадижаткой, так как были они самые низкие ростом, как мы подарили своим мальчиками на 23 февраля типично мужские наборы, состоявшие из пены для бритья и дезодорантов, а они перед 8 марта ехидно спрашивали: "Ну что, может вам тоже дезодоранты подарить?" Всё помню, а особенно ярко то, как мы на последнем звонке привязывали к широкой красной ленте разноцветные гелевые шары, и связка взвилась высоко в безоблачное небо, замерла на мгновение и отправилась своей дорогой...
Потом я поступила в Саратовский государственный, осуществив свою мечту стать журналистом. Мы, будущие филологии и журналисты, стали гордо называть себя ИФИЖевцами, от аббревиатуры ИФИЖ - Институт Филологии и Журналистики. Заочникам сблизиться и сдружиться всегда трудней: сессия всего дважды в год, и за это время успеваешь только сдать экзамены и зачеты, обменяться телефонами, как уже надо возвращаться. Особенно мне, живущей за 1300 км. от Саратова. И я как сейчас помню чувство неловкости и неудобства вызванных окружающей обстановкой, постоянной беготней по кабинетам и коридорам, незнакомыми окружающими лицами. Справиться с неловкостью не могла долго и в голове даже стал возникать вопрос, может зря я уехала из Дагестана? Поначалу резало слух постоянно звучавшее вокруг: "Привет, Лёх!", "Оль, сдала экзамен?", "Вечером свободен, Андрей?", "Володь, на последнюю пару пойдешь?" И это вместо родных кавказских Магомедов, Камилей, Рамазанов, Ильясов, Муртузов. Потом стало легче, и я уже произносила сама: "Ксения, можно я вечером позвоню насчет расписания?", "Вера, не хочешь пойти в столовку?", робея называть еще не ставших родными людей уменьшительно-ласкательными именами. Но сложности все-таки возникли. И возникли они с моим именем, потому что "Муминат" - звучит куда как необычно! Помню, как я тихо ответила на вопрос, как меня зовут, и кто-то не побоялся громко переспросить: "Как-как??", а кто-то еле слышно спросил у соседа: "Как ее зовут, ты расслышала?" Помню, как я объясняла, что Муминат можно сократить как Мумиша. Если удобно, конечно. Помню, как слышала перешептывание позади себя "спроси у нее, забыл как ее зовут" и понимала, что относится это ко мне. Но привыкали недолго. Ко 2-му курсу уже слышалось легкопроизносимое "Муминат", а за ним и "Мумиш", "Мумишка", "Муми", "Мумильбан", "Мумишечка", "Мумишенция" и еще уйма других производных! Ко 2-му курсу все уже знали, что я родом из Дагестана, что я разделяю мнение о наглом и хамском поведении некоторых кавказцах и что я, несмотря на кавказскую кровь, далеко не типичный их представитель. И никто за это время не пожелал мне "валить к себе на Кавказ", не назвал "чуркой", не отмахнулся чем-то вроде "ты такая же как и все ваши".
Наша 321 группа не делится на нации. Впрочем, нам и вовсе нечего делить. И я не могу испытывать что-то меньшее, чем уважение и симпатию к людям, теперь уже точно ставшим мне родными. Как не любить оторванную от земли (во всех смыслах), совершенно неординарную Лизу, которая слушает тебя одним ухом, потому как в другое всегда вставлен наушник, или пританцовывает на месте, или рассказывает увлеченно какую-то историю да так, что слова несутся бурным неугомонным потоком? Как не любить нежную и романтичную Нику, преданную своим кумирам - "Ласковому маю" и отдельно Ю. Шатунову, с головой увлекающуюся то одним делом, то другим, всякий раз веря что это навсегда? Как не любить искреннюю Машу, которая скажет правду в лоб, без обиняков, и потом хоть обижайся - хоть нет, дело твое? Как не любить преданную своей работе Ксюшу, человека, который действительно призван заниматься журналистикой, разделяющий при этом мои увлечения оккультизмом, астрологией и любит аксессуары и подвески, за которыми мы идем обычно со словами "хочу какую-нибудь фигню", и обе понимаем, о чем речь? Как не любить заядлого театрала Дашку, которая не просто работает там контролером, но, казалось бы, создана для него, которая может всю ночь готовиться к экзамену и потом не прийти на него, потому что "я прилегла под утро всего на полчасика и проспала", которая всегда соглашается на мои ежепеременные просьбы "Пойдем в столовку!"? Как не любить Вику, волшебную, глубокую, не обижающуюся на постоянные "Вик, у тебя телефон как лопата!", читающую хорошие книги, слушающую хорошую музыку, как и я мечтающую поехать в Питер? Как не любить Надю, говорящую, казалось бы, языком книжной премудрости, и в два счета способную дать аннотацию к любому художественному произведению? Ну и как не любить единственного мужчину в нашей группе - Ванечку, самозабвенно любящего кино, поверхностно относящегося к учебе, но способного выслушать и успокоить меня в самом нервном состоянии своим "Мумиш! Ты обязательно сдашь! Ты самая умная девушка из всех, кого я знаю!" и я смущенно отмахиваюсь: "Вань, ну перестань, это не так!", а сама улыбаюсь и мне уже гораздо теплей и спокойней.
Да, я люблю своих. За то, что они смешно и по слогам на первых порах выговаривали "Из-бер-баш", за то, что им всегда интересно послушать о моей Родине, за то, что они никогда не оставляли меня в стороне, потому что я - не русская, за то, что меня не считали виноватой за беспорядки, учиненные кавказцами в городах России, за то, что они хихикали и толкали меня в бок, когда плохо слышащая Петрова по зарубежной лит-ре, знакомясь с нами, коверкала даже простые имена и фамилии, не говоря уже о моих, за наивные вопросы "А у вас там все в хиджабах ходят?", "А какие фрукты у вас растут?", "А зима у вас вообще бывает?", "А сколько у вас там градусов сейчас? Как + 5?? И до сих пор нет снега??", "А у вас там крадут девушек, да?", "А вы совсем не пьете?" и за добродушное в столовой "Дайте свинину. Мумиш, а тебе нельзя!"
Мне повезло с людьми, окружающими меня. И возвращаясь после сессии в Дагестан, я всегда остро скучаю и удивляюсь местным вопросам: "Тебя там не обижают?" Еще больше я удивляюсь, когда натыкаюсь в интернете на беспощадную и сокрушительную войну кнопочных героев, не знающую предела, когда один кричит: "Проклятые хачи! Россия для русских!", а ему отвечают: "Мир под нами! Мы - мусульмане!" Это не касается меня напрямую, но от этого всегда больно и неприятно. Хочется написать много-много о том, как эти люди неправы, и как много они теряют в ограниченности своих взглядов на этнические вопросы. Но я молчу. Потому что понимаю, что мое слово будет как глас вопиющего в пустыне, а я не желаю говорить просто так.
Я не за православных и не за мусульман. Я за хороших и простых людей. И спасибо Господу, Аллаху, Будде и всем остальным богам за то, что в моем разноэтническом окружении такие люди есть. И я люблю их тепло и нежно.
P.S. А бирочку с новой одежды всегда можно снять.
Замечательно!
ОтветитьУдалитьС.
Спасибо, С.!
УдалитьМумишка, как же я тебя люблю!!!! Ты наше солнышко!!! Ты наше чудо, в душе которого плещет море))) Не грусти, Муминатка)) Мы всегда с тобой) (Ника, слушающая Ласковый май ;) )
ОтветитьУдалить