Мне давно уже казалось, что истинный ключ к гармонии и
процветанию следует искать не в государственном устройстве,
процветанию следует искать не в государственном устройстве,
не в правильных законах и не в прочих внешних условиях
человеческого существования, а внутри людей.
Нужно развивать душу каждого человека.
Нужно развивать душу каждого человека.
Помогать ему стать милосердней, терпимей, просто добрее.
Б.А.
Акунинский «Квест» достался мне дорого: полтора дня, многочасовое сосредоточенное чтение, мысленные диалоги и споры, напряженная работа мысли и ворох вопросов, обрушившийся на меня как вещи из давно не открываемой антресоли, куда были небрежно свалены в беспорядочную кучу.Б.А.
«Куча» действительно оказалась далекой от порядка. В ней нашлись учебники истории, в которых самозабвенно описывался советский рай, китайский инь-ян вечную борьбу противоположностей, потрепанные «Гарри Поттер и философский камень» вместе с коэльевским «Алхимиком», Ломоносовские оды, бюсты товарищей Ленина и Сталина, бесстрастный Сфинкс, возмущенный Наполеон, беляевская «Голова профессора Доуэля» и черные бархатные бабочки. Теперь все эти товарищи настойчиво требуют собственного места у меня в голове и желательно с подходящими соседями, потому что советское Развед.управление никак не хочет «квартировать» с Наполеоном, а Сталину мешает порхание крылатых созданий.
Идеал справедливого и прекрасного государства, наивно живший во мне в образе Советского Союза, окончательно рухнул, придавив собой своих злых гениев. Я отвела им место на чердаке, куда заглядываю крайне редко, и где давно пылятся Рюриковичи, Романовы и прочие исторические фигуры. Пусть продолжают строить там свою обреченную на провал утопию, в которой при упраздненной ценности и значимости денег торжествует отсутствие всякой религиозности и общественной морали. Церковные догмы, замененные на культ личности, в сущности, одно и то же, при фанатизме неизменно ведущие к катастрофе. Огромный муравейник, объединенный общим делом строительством земного рая, напоминает паранойю упрямца, решившего воспроизвести пригрезившуюся ему во сне картину.
Каков может быть результат этой масштабной стройки Акунин показал со всей наглядностью: «Заповедник», обнесенный колючей проволокой, бдительно охраняемый днем и ночью, внутри которого «обитают» «счастливые» семьи, пребывающие в состоянии экстатического страха. Благоговейное преклонение перед Ним, создавшим этот земной рай, и постоянная боязнь быть услышанным, допустить хоть призрачный намек на недовольство, ослушаться длинного списка строгих Правил, нарушение которых грозит «депортацией», а попросту расстрелом. Если идеал правителя-деспота зомбированное запуганное покорное общество, то да, он удался.
Но этого самого правителя-деспота мне как-то некстати жаль. Заманчивая теория, предложенная Акуниным, согласно которой мир находится в руках Белого и Черного Судей, отвечающих за баланс Добра и Зла и выбирающих для этого себе «марионеток» из числа незаурядных личностей, заставляет взглянуть на многие вещи по-новому. Выходит, что Наполеон вовсе не виновен в том, что с помощью невидимой, но мощной руки ему удалось осуществить свои зловещие замыслы почти в полной степени, не проиграв при этом ни одного сражения вплоть до Тарутинского. Выходит, что Сталин, выходец из простой семьи, малограмотный и необразованный, долгое время просидевший в тени таких видных фигур как Троцкий, Зиновьев, Бухарин, тоже не виноват, что его дела внезапно пошли в гору, а, будучи первым секретарем ЦК, ему ничего не оставалось как довести до конца начатую Лениным «стройку», добавив к ней еще и «чистку». Выходит, что даже и Гитлер не виноват, потому что помощь ему поступила извне, из высших и недоступных кругов, обеспечивших фашистской партии победу в выборах, что привело к..к сами-знаете-чему. Но оправдать Гитлера у меня пока не получается.
Сказочный «эликсир бессмертия» у Акунина получает новое, вполне реальное звучание, ставя главных героев перед важным выбором: возможность управлять судьбами мира или уединенное счастье с близкими людьми. На мой, лишенный гениальности взгляд, выбор очевиден. Но когда он становится перед необыкновенными личностями, признающими только Науку и Разум, решение клонится совсем в другую сторону. И эта сторона обозначается «чем-то хрустнувшим в груди» у Самсона Фондорина, так и не полюбившем свою жену, что позволило почти легко оставить ее, любившую. «Ночь он провел на кровати в Кириной детской, а утром отправился в путь в русский лагерь, чтоб с армией дойти до Парижа. Но спустя годы, ему суждено было провести здесь печальнейшую пору своей нескончаемой жизни. Тяжелее всего становилось в начале лета, когда в стекла дома колотились крылышками бабочки-мнемозины». Я аплодирую Акунину за такое поэтичное и мучительное наказание, выбранное им для своего персонажа. Пожалуй, худшая кара, которую можно придумать для человека мыслящего, это одиночество длиною в жизнь. «Квест» основательно поколебал мою незыблемую убежденность в том, что смертная казнь это самая жестокая и справедливая расплата за тягчайшее преступление. Теперь мне совершенно ясно, что одиночное пожизненное заключение вещь куда более суровая.
Кира Ивановна жена Самсона, один из двух героев, которым я всем сердцем симпатизировала от первой до последней страницы. Пожалуй, смерть это лучшее, что могло с ней случиться, а осознание того, что истинное бессмертие это ребенок, носимый ею, - высшая мудрость, доступная только женщинам. Второй человек Гальтон Норд, без колебания выбравший любимую женщину. 92 года, прожитых в счастливом браке, в окружении детей, внуков и правнуков по-моему, достойная награда за этот выбор. И пусть бабочки-мнемозины кружат над глупцами, выбравшими власть и одиночество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий