суббота, 8 февраля 2014 г.

20:14

   Маленькое хрупкое создание в белом, на цыпочках, почти невесомо держащееся на большом, вдвое превосходящем ее саму, шаре, отпускающее в бескрайнее небо красный шар, вызывает у меня стойкие ассоциации с "Девочкой на шаре" Пабло Пикассо. Стыкуется ли это с идеей сценаристов церемонии открытия олимпиады или нет - не так уж и важно: трогательности и умилительности от этого не меньше.
   Сомнений в том, что открытие олимпиады по своему размаху будет колоссальным, лично у меня не возникало. Ну не может Россия побороть искушение перещеголять всех-всех-всех, прыгнуть выше головы, если надо, ради любого - минимального или максимального - отрезка времени, который войдет в историю и, главное, вызовет разноголосое "ВАУ!" Если оставить за периметром олимпиады голую правду о настоящем материальном положении нашей страны, а особенно ее периферийных объектов - малоизвестных городков, поселков, сел, деревень, всего того, что зовется российской глубинкой, нелицеприятные реальности современного образования, здравоохранения, правоохранительных органов, законодательной, исполнительной и судебной систем, то восхититься масштабностью действа можно.
   Равнодушным мог остаться только человек, совершенно безразличный или полный непробиваемого скептицизма по отношению к отечественному "производству", даже если оно касается искусства. Ярко, пафосно, громко, патриотично, музыкально, пластично - пожалуй, такими эпитетами я бы описала произошедшее. Перешагнув через детский щенячий восторг перед пестрыми игрушками, я часто ловила себя на мысли во время очередного представления, какое невероятное количество человеческих сил и ума было приложено, чтобы достичь такого результата. Но было несколько эпизодов, когда даже я забывала об этом и полностью погружалась в происходящее, что и врезалось в память крепче остального. Это восхитительный первый бал Наташи Ростовой, символизирующий 19 век русской истории и культуры; это голубь мира, "сотканный"  при помощи чУдного "лебединого озера"; это образ Вселенной и олимпийских созвездий, спроецированный с помощью "мерцающих" фигур конькобежцев; это "живой" коридор из всех участников исторической миниатюры, по которому бежали Роднина с Третьяком, заслуженно получившими право зажечь Олимпийский огонь (вопреки расхожему интернет-мнению, что его-таки зажжет Кабаева); и, конечно, дивный сон девочки Любы (той самой, что отпустила в небо красный шар), который дал возможность трехмиллиардной зрительской аудитории увидеть историю России в кратком музыкально-иллюстративном изложении. Не знаю, какие чувства это должно было вызвать, но мне было грустно. И даже очень. Особенно тогда, когда Терешкова плелась в конце "заслуженной" восьмерки, несшей Олимпийский флаг.
   Искренне надеюсь, что хотя бы половина из 40 тысяч зрителей, присутствовавших на сочинском стадионе "Фишт", поняли, что трехчасовое шоу было не просто показом красивых этюдов, а несло в себе важный для страны-хозяйки смысл. Но все, что было ПОСЛЕ окончания церемонии было пошло и глупо и навело на мысль, что только отрепетированный тысячи раз сценарий способен оградить от разного рода коллапсов. Таких, например, которые допускал вечно громкий (а в этот вечер громче, чем обычно в сотни раз) Малахов, давший слово солисткам "Тату", порадовавшим своими "я просто в ауте", "блин даже нет слов" и ставшим признаком недалеких гламурных девиц знаком "pеаce" (поднятые вверх указательный и средний пальцы); таких, которые по традиции вошли в "Острый репортаж" Аллы Михеевой из "Вечернего Урганта", бравшей интервью у девушек в огромных кокошниках, сопровождавших каждую команду-участницу с металлической конструкцией из колец: одна из красавиц, не долго думая, выдала: "Для того, чтобы создать кокошник, нам измеряли размер головы. Мой размер - 57 см. Олимпиада, спасибо, что помогла узнать размер моей головы" (тут, как говорится, без комментариев); та же Михеева назвала Валуева в костюме дяди Степы "нутром добра" (это прямо цитата); а один из символов Олимпиады - белый мишка ляпнул грубым голосом с кавказским оттенком: "Ну меня мать разбудила, сказала че ты спишь", после чего снял с себя голову, под которой оказался маленький бородатый армянин - Михаил Галустян. Краснодарский край, к слову сказать, это не Кавказ. И довольно странно слышать с федерального канала реплики в адрес ставшего внезапно кавказским Сочи. Да, и еще. Было бы правда здорово, если б такие слова как "мы гордимся Россией", "мы желаем спортсменам успеха", "Россия верит в лучшее" произносились, глядя на зрителей, но никак не бубня, глядя в  бумажечку. Особенно если ты - Президент Российского Олимпийского комитета. И Олимпийские клятвы, состоящие из одного длинного предложения тоже хорошо бы заучить наизусть. Особенно если ты - спортсмен, виновник, так сказать, торжества. Но это уже придирки взыскательного зрителя.
   Во всяком случае, старт дан. Станет ли красный шар, с надеждой отпущенный Любочкой, символом удачи, станет известно через 17 дней. Хочется верить.

P.S. за вступление в виде русского алфавита, в котором в качестве знаменательных ключевых моментов российской истории было отмечено, что Д - Достоевский, а Т - Толстой - сердечное спасибо от благодарного филолога =)

2 комментария:

  1. Когда сказали: "Д-Достоевский и Т-Толстой", я вспомнила тебя лапушистик))))))

    ОтветитьУдалить
  2. Дааа, теперь многие друзья и знакомые вспоминают меня при упоминании Ф.М. и Л.Н., и мне это ох как по душе! ))

    от лапушистика слышу :)))

    ОтветитьУдалить