Вы умеете говорить "нет"? Я - нет.
И за это неумение моя жизнь - вовсе не моя, чья угодно - соседки, мамы, прохожего, знакомых, сестер, друзей - только не моя.
Вот приходит ко мне женщина мной уважаемая, но не любимая. Первая учительница (за это уважаемая), но из тех, о ком не остается никаких воспоминаний, а уж тем более светлых/ теплых/грустных (потому не любимая). Приходит, и по торопливым отказам войти, отдохнуть, выпить чаю я понимаю, что сейчас последует просьба. Секундой спустя: "Мумиш...у меня тут просьба...в общем, понимаешь...меня попросили написать рецензию на книгу...а у меня совсем нет времени...уроки, мероприятия...сама понимаешь...и, в общем, я решила попросить тебя. (тут переход к лести) Я же знаю, ты умненькая девочка, соображаешь быстро...поможешь?" И глаза становятся просительные-просительные, как у Кота в сапогах.
Протягивает мне объект для рецензирования: скучное учебно-методическое пособие для младшеклассников. Ну, знаете, такая книженция, в которой написано, как и какие уроки надо проводить. Со скучными формулировками. И семипунктовым списком рекомендаций, касательно того, на что должен обратить внимание рецензент. Все в повелительно-глагольной форме: укажите, рассмотрите, отметьте, обратите, осветите, раскройте.
Что правильно и разумно сделать в таком случае? Сказать: "Извините, не могу". А если не поймут - еще раз твердо повторить. Что делать запрещено? Мямлить. И теряться. Минутная заминка - и "противник" уже видит, что ты колеблешься, а значит, можно еще немного надавить и брать штурмом. Это почти то же, что и на поле битвы: главное - не дать почувствовать твою слабость. Слабость у меня только одна: я боюсь обидеть отказом. А меня обидеть отказом не боятся. Все закономерно. Да и броня моя похожа на растрескавшуюся штукатурку: тронешь пальцем - осыпется. Вот и сыпется понемногу под многочисленными просьбами-указами-требованиями. Из-под нее, как после сброшенной змеей кожи, уже боязливо выглядывает хрупкое голое здание с выпирающими ключицами стыками на плече углу.
Я-таки делаю попытку: недовольно пролистываю методичку и говорю: "Знаете, это может сделать только учитель. Я во всей этой терминологии и педагогических нюансах не разбираюсь". Но бой уже проигран. И мы обе это понимаем. К тому же, вещь уже в моих руках, и брать назад ее не собираются. "Ничего страшного. Ты - девочка умная, разберешься, я уверена. Только не откладывай надолго. Побежала я. А то дела, дела...ужасно много дел!" - доносится уже с подъездной площадки. Цокот каблуков, совершающих марш-бросок с третьего этажа на первый, чтобы не догнали и не всучили назад эту злосчастную книжку...
Вместо заключения:
«Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?»
© А. Чехов "Размазня"
И за это неумение моя жизнь - вовсе не моя, чья угодно - соседки, мамы, прохожего, знакомых, сестер, друзей - только не моя.
Вот приходит ко мне женщина мной уважаемая, но не любимая. Первая учительница (за это уважаемая), но из тех, о ком не остается никаких воспоминаний, а уж тем более светлых/ теплых/грустных (потому не любимая). Приходит, и по торопливым отказам войти, отдохнуть, выпить чаю я понимаю, что сейчас последует просьба. Секундой спустя: "Мумиш...у меня тут просьба...в общем, понимаешь...меня попросили написать рецензию на книгу...а у меня совсем нет времени...уроки, мероприятия...сама понимаешь...и, в общем, я решила попросить тебя. (тут переход к лести) Я же знаю, ты умненькая девочка, соображаешь быстро...поможешь?" И глаза становятся просительные-просительные, как у Кота в сапогах.
Протягивает мне объект для рецензирования: скучное учебно-методическое пособие для младшеклассников. Ну, знаете, такая книженция, в которой написано, как и какие уроки надо проводить. Со скучными формулировками. И семипунктовым списком рекомендаций, касательно того, на что должен обратить внимание рецензент. Все в повелительно-глагольной форме: укажите, рассмотрите, отметьте, обратите, осветите, раскройте.
![]() |
доказано: чем больше министерств в "шапке", тем скучней "шедевр" |
Я-таки делаю попытку: недовольно пролистываю методичку и говорю: "Знаете, это может сделать только учитель. Я во всей этой терминологии и педагогических нюансах не разбираюсь". Но бой уже проигран. И мы обе это понимаем. К тому же, вещь уже в моих руках, и брать назад ее не собираются. "Ничего страшного. Ты - девочка умная, разберешься, я уверена. Только не откладывай надолго. Побежала я. А то дела, дела...ужасно много дел!" - доносится уже с подъездной площадки. Цокот каблуков, совершающих марш-бросок с третьего этажа на первый, чтобы не догнали и не всучили назад эту злосчастную книжку...
Вместо заключения:
«Но разве можно быть такой кислятиной? Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней?»
© А. Чехов "Размазня"
Не научиться говорить "НЕТ"-страдать потом от вороха чужих невыполнимых дел, откладывая свои на потом.Принимать на себя чужую ответственность за жизнь, чтобы потом кто -то , попользовавшись(часто даже без благодарности в ответ) твоими умениями, знаниями и мягкотелостью, принимал лавры. Кто везет, на том и едут. Ты же не вьючный ослик!!!!!!!!!!!!!
ОтветитьУдалить